Бруннера с белорусскими «корнями»
Несколько лет назад белорус Александр Зуйкевич обнаружил на своем участке неизвестный сорт бруннеры. Пожелав остаться просто лицензиатом, он передал право на размножение этой красавицы американской фирме.В знак благодарности новые правообладатели назвали сорт в честь нашего земляка — Great Alexander (Александр Великий). Зуйкевич, узнав об этом, сказал, что это было очень неожиданно, приятно и даже немного смешно, дескать, какой же он великий? По большому счету, для него было не важно, каким будет название, главное, что этот необычный экземпляр бруннеры впервые найден именно в Беларуси.
В весенне-летний сезон Александра Зуйкевича можно часто встретить на столичном Комаровском рынке. Мужчина выращивает и продает различные декоративные растения, в основном те, что приспособлены к белорусскому климату и устойчивы к вредителям. Это различные виды хост, флоксов, лилейников, гейхер, бруннер… Покупателям доступны все, кроме одного сорта бруннеры — Great Alexander. Его Александр обнаружил случайно: маленький, но крепкий росток пробился прямо на тропинке в саду. Хозяин поначалу решил, что это известный всем Jack Frost с характерными серебристыми листьями, узкой каймой и четкой сеткой зеленых прожилок. К слову, бруннер в мире известно не много, все они есть у Зуйкевича, поэтому он даже предположить не мог, что молодое растение у него под ногами — случайный гибрид (а может быть, результат мутации) представителя семейства бурачниковых (семейство, к которому принадлежит бруннера. — Прим. авт.).
Селекцией Александр никогда не занимался, растения, по его словам, на его участке сеются и всходят сами по себе. Почва здесь очень хорошая — плодородный слой 50 см и сама земля пронизана микоризой (почвенным грибком), которая благоприятно влияет на питание и рост растений. Плюс ко всему — хозяева принципиально не пользуются «химией». В этой экологически чистой обстановке растения постоянно преподносят Зуйкевичу «подарки». Одним из них и стала бруннера Александр Великий.
С американским питомником растений «Terra Nova» белорусский садовод связался через социальные сети. Его основатель Дэн Хеймс, оказывается, имеет славянские корни и немного говорит по-русски. Как-то он написал Александру: «Если у вас есть интересные экземпляры, присылайте нам». Сам Хеймс еще с 70-х годов ХХ века начал собирать оригинальные, в основном декоративно-лиственные, растения, выискивая их на полях различных компаний. Удача улыбнулась ему, когда Дэн, гуляя по очередному питомнику, обнаружил среди огромного массива кроваво-красной гейхеры пестролистный экземпляр. Это растение дало начало сорту Snow Storm. Хеймс размножил сорт и заключил контракт с одной из английских фирм на его продажу. Расходился Сноу Сторм по всему миру великолепно, и, когда был продан миллионный экземпляр, прибыль позволила Дэну Хеймсу в 1992 году создать наконец-то собственный питомник. Поэтому, когда в «Терра Нову» попала белорусская бруннера, опытный Хеймс немедля сделал Зуйкевичу деловое предложение, и зимой 2013 года американцы получили права на это растение.
Чем же так привлек зарубежных селекционеров этот экземпляр? Основное его отличие от других сортов — размеры. Если обычная бруннера достигает высоты около 40 см, то Александр Великий — все 60 см, кроме того, он в 2 раза шире в диаметре. У этой бруннеры крупные листья, необычный цвет — словом, новый сорт имеет явные отличия от уже имеющихся. Нынешние правообладатели, которых сложно удивить новинками в мире флоры, сразу решили, что это обычная бруннера так отреагировала на минеральные подкормки, но, проведя исследования, признали: новому сорту бруннеры быть!
Прошлым летом бруннера Great Alexander была впервые представлена на выставке в США и получила восторженные отклики от любителей растений. Скорее всего, о ней в ближайшее время узнают во всем мире, и гигантская бруннера поселится в садах увлеченных людей, в том числе и в Беларуси. Но пока идет этот процесс, Александр Зуйкевич имеет право гордиться, что Александр Великий, из-за огромных листьев которого пришлось даже переделать часть пешеходной дорожки, в нашей стране пока растет только у него.
Екатерина ТУМАШИК