Музыкальный рай на участке
С ландшафтной акустикой в Беларуси только недавно начали знакомиться всерьез. Пока у большинства наших соотечественников музыкальное сопровождение в саду обеспечивают переносные аудиоустройства, взятые по случаю из дому.
И не важно, какого они класса, — эконом или премиум, неудобства от эксплуатации на открытом воздухе одни и те же: чтобы Моцарт или Стас Михайлов наконец зазвучали на радость публике, колонки, как минимум, нужно вынести на улицу. Потом для них потребуется найти подходящее место и заново подключить. А если еще погода подводит, то прощай спокойствие. Вместо отдыха весь вечер придется стоять над капризной техникой, боясь, что вот-вот пойдет дождь. Музыка, «встроенная в сад», избавит от лишних тревог и хлопот.
Место для музыки
Речь пойдет о специальных всепогодных ландшафтных акустических системах. В большинстве случаев они даже доступнее обычных. Тем не менее не стоит полностью «озвучивать» всю приусадебную территорию, а просто уделить внимание какой-то конкретной зоне. Это может быть патио, место для уединения, спортивная площадка, прогулочная дорожка, площадка возле бассейна. Все зависит от того, в каком уголке сада чаще всего захочется слышать музыку.
Звук на открытом воздухе практически всегда распространяется иначе, нежели в помещении. По этой причине стоит заранее умерить свои требования к качеству ландшафтной акустики в сравнении с «домашними» системами. Это не значит, что «уличная» установка заведомо хуже «домашней» по характеристикам звука. Дело в различных условиях использования данных систем. В закрытом помещении стены отражают звук, обеспечивая его определенный резонанс. В условиях же открытого пространства звуковые волны распространяются, практически не имея возможности отражаться. По этой причине и радиус распространения звука, и общие характеристики системы (из-за большего объема фоновых шумов) могут быть несколько ниже.
Так, например, всепогодная ландшафтная акустическая система с чувствительностью 90 децибел и мощностью около 10 ватт, работая на пределе своих возможностей, качественно озвучит участок, радиус которого не превышает 10 метров. Если “музыкальным объектом” хочется сделать дорожку, ландшафтные колонки следует расположить по обе стороны от тропы в шахматном порядке, примерно на расстоянии 5—7 метров друг от друга.
Особое внимание следует обратить на низкочастотные характеристики колонок. Из-за того, что на улице много посторонних шумов и помех, необходимо выбирать ландшафтную аудиосистему с достаточным, а порой и избыточным, по мнению завзятых аудиоманов, количеством басов.
Музыкальная клумба
Уличным аудиосистемам не страшны ни холод, ни зной. Они могут работать в экстремальных погодных условиях — от –40° до 100° по Цельсию и при повышенной влажности. Электропитание, чтобы снизить риск получения травм, как правило, применяется низковольтное. Но главный козырь ландшафтной акустики — ее внешний вид. Колонки могут быть выполнены в виде природного пористого камня, походить на обветренный сланец или гранитный валун. «Камни» настолько естественны, что посетители сада не сразу догадываются, откуда доносится музыка. Их цвета — это оттенки натуральных природных красок. В отдельных моделях предусмотрена возможность самостоятельно покрасить колонки, например, в цвет стен дома. Другие варианты легко вписать в экстерьер приусадебного участка как скульптуру, пьедестал, кашпо, плоды кокоса, висящие на дереве, цветочные горшки (в которых, к слову, можно выращивать цветы).
В большинстве случаев корпуса элементов всепогодной ландшафтной акустики изготавливаются из искусственных материалов, имитирующих по фактуре и плотности, например, натуральный камень. Это не только обеспечивает привлекательный эстетичный вид, но и защищает саму систему от агрессивных воздействий окружающей среды — ветра, прямых солнечных лучей, песка и снега. В ландшафтных колонках используются специальные динамики в защитной капсуле. Сами они, а также их мембраны изготовлены из полимерных материалов. Благодаря этим особенностям ландшафтная акустика может эксплуатироваться в природных условиях круглый год. В белорусской торговле, в частности, в интернет-магазинах, ландшафтная акустика представлена в основном продукцией компаний SpeakerCraft и Paradigm, дизайнеры которых маскируют колонки именно под ландшафтные камни.
Обзор ландшафтных аудиосистем
Лидером продаж и, соответственно, потребления ландшафтной акустики являются США. В этой стране более чем в 90% муниципальных парков используются системы ландшафтной акустики, да и у владельцев коттеджей они имеют не меньший успех.
В Беларуси за последние годы предложение как по продаже элементов, так и по монтажу систем ландшафтной акустики значительно возросло. Ряд производителей предлагает довольно оригинальные решения для музыкального сада. Компания Sonance в своей серии всепогодной акустики «Landscape» представляет инфразвуковой сабвуфер, корпус которого находится под землей. Видимым остается только декоративный купол с имитацией покрытия под медь (стандартный вариант) или с нанесением рисунка «медной патины» (по запросу). Благодаря особенностям конструкции установка сабвуфера возможна на разной глубине.
Другой производитель — компания Rockusticks предлагает колонки, корпуса которых изготавливаются из натурального камня. В качестве дополнительного доказательства качества своих всепогодных аудиоустройств этот производитель выдает пожизненную гарантию на всю свою ландшафтную акустику. В Rockustics верхние звуковые частоты воспроизводятся с дополнительным усилением, это компенсирует их естественное рассеивание в открытом пространстве. Отсутствие боковых сторон в корпусах ландшафтных колонок позволяет снизить незапланированные резонансы. Все ландшафтные «колонки-камни», «колонки-горшки» и сабвуферы спроектированы этим производителем таким образом, что находящаяся поблизости растительность не препятствует звуковым волнам. Звук в этих моделях распространяется под углом порядка 12 градусов к горизонтали, чтобы звук в полной мере достигал уха слушателя.
Для тех, кто не желает маскировать акустическую систему под природный ландшафт, существуют очень эстетичные техногенные решения. Ландшафтную акустику такого плана предлагает компания Terra Speakers и компания Jamo, которая имеет менее броские решения подобных продуктов. Элементы ландшафтной акустики можно зафиксировать на земле, деревьях, малых архитектурных формах с помощью специальных крепежей. А из удобных вариантов управления следует отметить «беспроводные» решения, работающие на аккумуляторных батареях, адаптированные для взаимодействия с устройствами iPhone или Android.
Компания RusSound предлагает более продвинутый вариант использования ландшафтной акустики — так называемую «мультирум»-систему. Аудиомультирум позволяет слушать музыку в любом помещении дома и на прилегающей к нему территории. При этом центр воспроизведения аудиофайлов — один, а встроенные колонки расположены по всему дому. В саду это элементы всепогодной акустики. Управление такими системами осуществляется из любой точки помещения с помощью стационарных или дистанционных кнопочных или сенсорных панелей.
Учитывая то, что для каждого конкретного места музыка подбирается разная, лучше доверить работу по установке ландшафтной акустики профессионалам. Они разработают индивидуальный проект по каждой конкретной зоне: будь то патио или уединенный уголок, учтут необходимую мощность и характеристики акустического устройства — и тогда отдых в саду наполнится новым звучанием!
Мнение эксперта
Игорь Чижик, директор компании по продаже и инсталляции акустических систем:
– Ландшафтная акустика — новое направление для Беларуси, хотя в мире эти системы используются достаточно давно и имеют широкое распространение. У нас же не хватает популяризации этого направления. Надеюсь, информация, изложенная в данной статье, поможет белорусским потребителям сформировать понятие о ландшафтной акустике. Подобные аудиоустройства могут стать если не главным, то наверняка одним из значимых акцентов в саду, потому что несут эстетический эффект и удобны в использовании. Мне кажется, если на участке имеется профессиональное акустическое оборудование, его владельцам захочется проводить гораздо больше времени на открытом воздухе, причем не только с целью отдыха, но и для пользы дела.
Сергей ПАНФИЛОВ