Куда ты, дорожка, меня увела?
Это удивительный процесс — создание дорожки. У вас наверняка возникнет вопрос: в чем же загадка? Простая дорожка ведет от калитки к дверям дома. Но я бы хотела показать вам совершенно другую сторону. Попробуйте пофантазировать вместе со мной.
Представьте, что вы входите на участок совершенно незнакомого вам человека. Вы внимательно рассматриваете дом, растения, цветники. Невольно вы уже представляете образ хозяина этого места, его мир, его интересы. Путешествуя по разным странам, я стала замечать, каким разным бывает мощение, в зависимости не только от месторасположения, но и от склада характера людей. Например, в Италии много где используют натуральный камень. Оно и понятно, в этой стране имеются богатые месторождения различных каменных пород. Но вспомните характер людей, проживающих в этой стране. Они такие же горячие, как камень, разогретый на солнце, такие же знойные, но в тоже время красивые и притягательные. А вот у бельгийцев мало в мощении выдуманных рисунков и разнообразия цветовых решений, но стиль очень аккуратный, выдержанный, размеренный, как и их жизнь.
Создание дорожно-тропиночной системы на вашем участке — это один из этапов проектирования сада. Не могу сказать, что один из самых сложных, но в то же время, некоторыми знаниями необходимо обладать.
С чего следует начинать?
На тот момент, когда определены функциональные зоны вашего участка, вы можете проложить через них маршруты своего передвижения. Именно на этом этапе вы должны подумать о функциональности. Возможно, вам понадобится прогулочная дорожка, дорожка к хозблоку, по которой будут ходить с тачкой или садовой техникой, круговая дорожка, по которой ребенок сможет беспрепятственно бегать или кататься. Стоянка, подъезд к дому — тоже элементы дорожно-тропиночной сети. Проще всего, если возьмете лист бумаги, нарисуете дом и нанесете все функциональные зоны (баня, хозблок, беседки, огород, детская площадка и т.д.), а затем стрелками нарисуете маршруты. Еще лучше потом с этим листком бумаги пройтись по всему участку. Так вы сможете понять, насколько вам нужна эта дорожка и не нужна какая-либо другая, какой ширины, формы (с изгибом или нет), даже из какого материала будет выполнено мощение. Самое главное на этом этапе ответить себе на вопрос: зачем эта дорожка, куда она поведет? Пусть даже линия дорожки гармонично вписывается в пространство, если она не несет никакой функциональной нагрузки, то она просто не нужна. Дорожки для красоты быть не должно! Если по ней никто не будет ходить, кто же будет любоваться ее изгибами?
Наиболее удобная ширина дорожки для одного человека — 70 см, для двоих 90—110 см. Помните также, что дорожки не должны соединяться под острым углом! Такие стыковки несут в себе напряжение, и вы всегда будете стремиться проходить эти места как можно скорее. Не бойтесь делать радиусное мощение. Безусловно, оно тяжелее в реализации, но ведь в конечном итоге получается намного красивее и интереснее.
Самый интересный, на мой взгляд, этап: разработка рисунка и подбор материала для нашей будущей дорожки. Выбирая материал для мощения мы должны всегда опираться на один очень важный закон архитектуры: «Функциональность, прочность, красота». Материалов для мощения у нас, к счастью, достаточно много. Вы можете выбрать и дорогой клинкерный тротуарный кирпич или камень из Италии, а можете приобрести плитку, выпускаемую нашими заводами. Все зависит от того бюджета, который у вас запланирован. Поверьте, несмотря на то, что дорогой материал, безусловно, смотрится красиво, из простой железобетонной плитки тоже можно получить очень красивое мощение. Главное ко всему подходить с фантазией и любовью.
Хочу поделиться той системой, которую вывела для себя при разработке плана мощения. Например, вам необходимо спроектировать место для автомобильной стоянки. Автомобили сами по себе довольно тяжелые. Следовательно, тротуарный кирпич должен быть минимум 60 мм толщиной, а лучше 80 мм, в случае с клинкерным кирпичом — 52 мм. Также надо помнить, что нужно правильно сделать основание, так называемую «подушку». Для клинкера ни в коем случае нельзя использовать цементно-песчаную смесь, так как на мощение данного вида выступит «высол» (белые пятна), от которых вы не избавитесь уже никогда. Если вы хотите использовать натуральный камень для мощения, то под него следует бетонировать основание, а через каждые 1,5 м следует делать компенсационные швы, как и для напольной плитки на улице. Исходя из опыта, камень — не лучший материал для автомобильной стоянки, если его не использовать в качестве декора и небольшими участками. Не стоит забывать о том, что необходимо обеспечить отток воды с площадки с помощью уклонов. Уклон следует планировать таким образом, чтобы он совпадал с естественным уклоном рельефа, с расчетом 1—1,5 см на 1 м. А вот в случае с пешеходными дорожками все гораздо проще. Вы можете использовать все материалы, которые только захотите: плитка, галька, гравий, камень, дерево и т.д.
Если вы выбрали натуральный камень, то его толщина может быть от 1,5 см до 3 см, в случае укладки на бетонное армированное основание, и 4—6 см в случае укладки на землю (учитывается вырезание дернины под размер и форму камня) или песчаную подушку без использования песчано-гравийной смеси, для дальнейшего прорастания травы между плитами.
Если используется деревянное покрытие, то его нельзя класть прямо на землю, так как оно достаточно быстро выйдет из строя. Необходимо устраивать лаги и гравийное основание в качестве естественного дренажа, чтобы имела место вентиляция — тогда оно прослужит вам намного дольше. С клинкерной тротуарной плиткой можно придумать разные рисунки, от простых до очень сложных из-за наличия различных типоразмеров. Особенно красиво смотрится плитка мозаичная. Ее можно использовать даже для автомобильных парковок, так как ее толщина 52 мм, а для радиусных рисунков это просто незаменимая вещь. Не бойтесь смешивать разные виды мощения, фантазируйте, играйте, рисуйте картины из плитки. Пробуйте, реализуйте самые дерзкие свои задумки. Главное, чтобы конечный результат радовал вас еще многие годы. От себя хочу еще сказать, что мне доставляет огромное удовольствие придумывать рисунки мощения, основываясь на психологическом портрете людей. Например, один из моих заказчиков: я не видела ни разу его злым или раздраженным, он приходил всегда спокойным и улыбающимся, много рассказывал, как любит ловить рыбу, о своей подрастающей дочке и замечательной семье. Архитектура его дома была такой же спокойной, и, если конечно можно так сказать, улыбающейся. И в мощении я попыталась с помощью плавных линий и кругов передать то умиротворение, которое ты испытываешь, находясь рядом с такими людьми. А вот другая моя клиентка — полная противоположность. Это динамичная преуспевающая девушка, с неуемной энергией, находящаяся постоянно в движении. Цвета, используемые в мощении, линии — создают движение, стремятся в бесконечность. Мы все очень разные. Не позволяйте себе быть похожими на других, выражайте свою индивидуальность во всем, даже в мощении на участке.
Дина Захарова