Ландшафтная философия Юлии Тадеуш
Художник по образованию, обладательница самой внушительной коллекции роз в Беларуси (270 сортов), автор книг и множества статей, лектор, неоднократный призер и победитель конкурса ландшафтных проектов и реализованных садов Беларуси, один из самых успешных дизайнеров, создающих природные сады в тандеме со своей коллегой Диной Захаровой.
Юлия Тадеуш, пожалуй, не нуждается в представлении. Ее знают не только в Беларуси, но и в России, Украине, Польше и т.д. Сегодня она поделится своими профессиональными секретами и расскажет о своем взгляде на дизайн сада.
Дух места. Что это?
– Впервые о таком понятии я услышала на лекции российского ландшафтного архитектора Александра Сапелина. Ощущение духа места знакомо каждому, кто любит природу, хочет остановиться, оказавшись, например, в желтом поле, где цветет рапс. Сразу читается простор, движение воздуха, свобода. Или, скажем, у нас есть интересный объект в Санкт-Петербурге, где половину участка занимает дремучий лес. Очутившись там, кажется, словно ты в сказке про Ивана-царевича и вот-вот выскочит Серый волк. Энергетика елей достаточно мрачная. Это не милые ромашки! А в саду под Брестом, где мы начали недавно работать, наоборот, энергетика очень светлая – рядом речка и огромные липы.
Конечно, бывает, что дух места уничтожен полностью из-за вмешательства человека, когда вырубается все напрочь. Именно поэтому я уважаю архитекторов, которые бережно относятся к существующим посадкам и понимают: деревья – это не просто зеленая масса, они напитываются энергетикой места, десятилетиями передают его историю. Конечно, там, где утрачен дух места, работать очень тяжело, да и не хочется создавать что-то искусственно. Но если приходится, начинаешь работать уже с другими вещами, больше погружаться в характер людей. Еще меня вдохновляет сама архитектура дома. В основном сады, которые мы создаем вместе с Диной, – не наш навязанный образ, а то, что действительно логично ложится на конкретное место и ситуацию. И связь место–люди–архитектура имеет огромное значение для создания сада.
Как узнать предпочтение клиента?
– У нас есть стандартный опросник, но лично я не очень его люблю. На первой встрече всегда стараюсь больше наблюдать и внимательно слушать. В процессе общения всплывают многие интересные вещи – о семье, предпочтениях и т.д. Вы же понимаете: подобрать ландшафтного дизайнера – это как найти хорошего личного доктора, психолога, косметолога. Для создания сада не к каждому пойдешь, не всякому доверишься!
Чтобы понять человека, иногда достаточно побывать на его участке. Например, у нас есть интересный объект на хуторе. Очевидно, что тот, кто выбирает такое место для дома, любит простоту природы, уединение. И, создавая сад, мы, конечно, выбирали природный стиль, соответствующий этому месту и этому человеку. Там невозможно представить бонсай! А когда мы видим светлый классический дом с лепниной и нарядную хозяйку на высоких каблуках, сразу понятно, какой сад подойдет этому участку.
Мое глубокое убеждение: с одной стороны, не нужно грубо навязывать свою точку зрения, мол, я художник, я так вижу, с другой – важно ориентироваться на себя, свою интуицию, свои знания и понимание прекрасного. Профессионализм ландшафтника заключается в умении соединить все это, воплотить пожелания человека и сделать это грамотно и хорошо с точки зрения современного ландшафта. Конечно, я сама предпочитаю четкость, лаконичность, простоту. Когда попадаются такие объекты, я счастлива! Но нужно уметь работать в разных стилистических направлениях, с самой разной архитектурой, с людьми разных характеров. Случается, что от каких-то проектов мы отказываемся. Настоящий специалист должен уметь говорить «нет». Такое бывает, если понимаю: этому человеку дизайнер не нужен, он уже решил, где и что у него будет находиться на участке, а дизайнер, в его понимании – некая девочка, которая высадит ему цветочки в указанную клумбу.
О задачах дизайнера
Важно не принуждать уговорами клиента, а объяснить ему на наглядных примерах, почему хорошо то или другое. Например, люди часто хотят туи в ряд вдоль забора, причем Smaragd (эту модную когда-то тенденцию привнесли поляки). Думают, что таким образом закроют забор и – участок будет казаться большим. В таких случаях я говорю: «У вас уже есть один забор, а вы его повторите с помощью туй, подчеркнув свои границы еще больше. То есть вы сами для себя четко обозначите размеры вашего участка. А увеличивает размеры участка только интрига, когда сад не просматривается целиком. К тому же изгороди из туй Smaragd получаются «зубастые», потому что у них четко выраженная коническая форма. И в целом сейчас современные сады совершенно другие. А газон, пара кустов «натыканных» прямо в него, туи рядком вдоль забора и сваленная кучка камней под названием «альпийская горка» – это вообще не ландшафтный дизайн. Сейчас не 90-е, когда люди ходили с большими телефонами, носили красные пиджаки и золотые цепи. Никто эту моду не перетаскивает в наше время, правда? Так и сады изменились, стали другие и повторять прошлое не стоит». Эта аналогия людей останавливает сразу. До сих пор в садах, к слову, встречается и рядовая посадка изгороди с чередование двухцветных барбарисов или пузыреплодников – желтенький и красный. Тоже привет из 90-х! Вот это уже откровенно некрасивое сочетание. И слова «а мне так нравится» тут не работают: это говорит об отсутствии вкуса, и задача дизайнера – донести до заказчиков, как сделать грамотно. Мы много говорим и много объясняем и про дизайн, и про технологии. Например, зачем нужен автополив, почему даже при небольшом бюджете важно высадить хотя бы часть растений размером побольше. Не из-за того, что мы хотим скупить самый дорогой посадочный материал, а ради уюта уже после первого года сдачи сада.
Сад – это, прежде всего, объем. Если его нет, выглядит он уныло. А многие растения растут очень медленно. Представьте, сколько будет расти дуб из маленького саженца? Крайне редко человек не соглашается: сады сейчас не проектируются на века, люди хотят жить здесь и сейчас. Если и оставят участок детям в будущем, то они захотят переделать его под себя. Это уже тенденция!
О качественном дизайне
– Создать даже хороший коттеджный сад, а уж тем более природный, не так легко, поскольку во всем должен быть смысл и решение неких задачи. К тому же сад должен нести определенную эстетику и быть современным. Если говорить о критериях качественного дизайна, то я во многом согласна с британским дизайнером Энтони Полом, который выступал на Минском ландшафтном форуме в марте. Слова попадали прямо в сердце и мое понимание дизайна! Очень важно не навязывать месту чужеродный дизайн, не переделывать его под себя. В идеале сад должен соответствовать архитектуре дома, характеру места и людям, которые в нем живут. Нужно грамотно распределять объемы, чтобы участок не казался лысым и несуразным, не было ощущения пустоты. Работать с линиями цветом и формами
На мой взгляд, самым важным в саду являются растения. Я часто говорю о значимости линии планировки. Но порой видишь: на бумаге все очень красиво, а в объеме складывается плохо. В нашей практике бывали примеры, когда приходилось исправлять чужую плохую планировку растительными объемами. И нередко доводилось видеть, как хорошую планировку портят плохими посадками.
Вывод здесь такой: красота планировки – это хорошо, она прекрасно читается, когда вы проложили дорожки, наметили контуры цветников, видно, насколько грамотно все спланировано, но наполнение сада, растительные объемы и композиции не менее важны.
Для создания хорошего сада совсем не обязательно впихнуть в проект весь ассортимент, что есть в питомнике. Наоборот, чем более ограниченный набор растений ты используешь, тем лучше получается сад – более цельный, собранный и современный. Замечательный ландшафтный дизайнер Марина Крячко, учит на своих курсах проектировать сады всего из пяти растений. И это вполне реально! Когда оцениваю конкурсные работы как член жюри, часто вижу огромный ассортимент – 50–60–70 позиций для сада в 10 соток и это всегда огромный минус. Я лично радуюсь, когда у меня в ассортиментной ведомости до десяти растений. Это действительно круто!
О приходе в ландшафтную сферу
– Изначально я работала ведущим дизайнером в крупной строительной компании. В 1999 году увлеклась созданием своего сада и в поисках информации стала активным посетителем одного из российских форумов, где свыше десяти лет помогала всем желающим советами, рисовала проекты садов и была модератором раздела ландшафтного дизайна. Мне это действительно нравилось! Со многими, кому я делала проекты, дружу до сих пор и вижу, какими сейчас стали их сады.
Еще во время «работы» на форуме я стала писать статьи по ландшафтному дизайну, одной из первых в Беларуси выложила фото своего розового сада на gardener.ru. Было очень страшно, сейчас раскритикуют, но я до сих пор помню, даже похвалили. Благодаря этому меня и нашла Елена Быкова (первый председатель Ассоциации специалистов ландшафтной индустрии Беларуси. – Прим. авт.), и я вступила в нашу ассоциацию. На встречах в АСЛИ я и познакомилась с Диной Захаровой. Вскоре мы стали создавать сады вместе.
О работе в тандеме
– Один человек не может знать все, поэтому мы с Диной отлично дополняем друг друга. Я делаю первые эскизы, потом мы работаем над проектом вместе. У нас схожие взгляды и вкус, часто обсуждаем проекты и идеи совместно. Мы обе интересуемся современным ландшафтом, любим красивые сады, свою работу и много учимся. Мне повезло: Дина намного контактнее меня и быстро сходится с новыми людьми. Я же, хоть и профессиональный лектор и могу долго рассказывать о розах или дизайне, но в незнакомой компании больше молчу. Так что по характеру мы разные. Но у нас есть и много общего, особенно в работе, поэтому мы крайне редко спорим, создавая тот или иной сад. Возможно, в этом и заключается секрет успеха нашего тандема. К нам даже часто приходят одинаковые мысли или мы делаем одни и те же выводы по каким-то рабочим вопросам, совершенно не сговариваясь.
О «Дыхании ветра»
– Другое развитие себя я почувствовала, когда мы начали создавать природные сады. Объект в Чиках, где четыре года назад мы создали «Дыхание ветра», перевернул мою любовь с роз к природным садам. Здесь совпало все, заказчик смог довериться нам с Диной как профессионалам. Хотя в начале работы было огромное количество сложностей! До нас с ним уже трудились ландшафтние дизайнеры, и что-то не совпало, и они не сработались, такое тоже бывает. И как следствие, заказчик потерял доверие ко всем дизайнерам в целом. Его можно понять, было вложено много средств, а результат не был достигнут. Дальше произошла смешная история знакомства. На нас он вышел уже от безысходности по совету своего парикмахера, с которым мы оказались соседями по даче. В качестве аргумента она рассказала, что мой сад посещают толпы туристов. Действительно такое бывало! И вот они приехали на знакомство в мой сад, причем когда меня не было, тайно. Погуляли под моим забором и…. заказчик, молодой человек, сказал: «Ой, я не хочу розы!» И это неудивительно: у меня чисто женский розовый коллекционный сад. Позже, когда мы встретились лично и стали обсуждать его сад, он немного успокоился и почти сразу решил довериться.
Мне сразу понравился дом: он хоть и современный, насыщен техникой, но довольно простой. Это тот случай, когда красота именно в простоте! Владелец не жил на участке постоянно, но он очень любит гостей, поэтому этот нюанс нужно было учесть. Мы сразу говорили о крупномерах, которые создадут объем, дадут уют и защитят эту огромную территорию от ветра и соседей. Понятно, когда работаешь с пустырем и делаешь из него цветущий сад, даже с крупными посадками, должно было пройти еще немало времени, чтобы сформировался новый микроклимат участка и на нем изменилась обстановка и настроение. Сейчас, спустя четыре года, все потихоньку приходит в норму.
Почему именно «Дыхание ветра»? Когда мы впервые оказались там, ветер действительно был очень сильный. Рядом поля, леса, простор. Другая идея, кроме как создать природный сад, сюда и не ложилась.
На фото вы можете видеть, как прекрасен сад «Дыхание ветра». Именно благодаря этой работе Юлия Тадеуш и Дина Захарова стали победителями в номинации «Лучший реализованный сад» на IV Конкурсе ландшафтных проектов и реализованных садов, который проводился в рамках ландшафтного форума – 2019 в Минске.
О любви к розам
– Природу я любила всегда, особенно белорусскую. Леса, поля реки. Но меня никогда не тянуло к земле. Я, городской житель и творческий ребенок, приезжала на дачу исключительно, чтобы рисовать красивые этюды. На наших шести сотках чего только не росло! Были парник, клубника и даже розы. До сих пор сохранился куст, который дедушка посадил черенком 35 лет назад. Как увлеклась розами я? Можно сказать, они спасли меня в трудный период жизни. Когда сыну исполнился год, не стало моего любимого дедушки. К тому же личные проблемы и мне было очень тяжело. А дача со смертью дедушки стала совсем запущена, кому-то же нужно было ухаживать. Так я и ушла с головой в розы, чтобы отвлечься от всего. Сегодня эти шесть соток – мой любимый Розовый сад, моя площадка для творческих садовых экспериментов.
Помню, как везла свой первый саженец сорта Грехам Томас из Москвы, прижав к себе, как самое ценное. С того времени каких только роз у меня не было! Если говорить о любимых, то обожаю остинки за их нежный образ. Они, как Джейн Эйр, интеллигентные, изящные, нежные. А саму себя ассоциирую с сортом Jasmina: эта роза очень красива, у нее нежные бледно-розовые цветки и тонкий аромат.
О растениях для сада
– Если вы мечтаете о розовом саде, лучше отдавать предпочтение устойчивым сортам: самые надежные – немецкие, также рекомендую английские. Роза Crocuc Rose никогда не подведет, и внешне она нравится многим. Очень люблю сорт Dark Lady. Что касается компаньонов, то чем проще, тем лучше. Модная тенденция – соединять розы со злаками (выбрать нужно не чайно-гибридные, куст должен быть крупный, раскидистый). Нравятся необычные сочетания, например, с синеголовником. Также идеальные соседи – садовые герани. В общем, правило простое, королева должна быть первой, а партнер – простой, подчеркивающий красоту розы.
Что касается выбора растений для сада… В идеале лучше строить его на простых стабильных растениях, за которыми легко ухаживать, которые хорошо зимуют. Мне нравятся шаровидные ивы, сосна горная, сирень Меера, рябины, клены, березы и т.д. Это все близкие нам растения, природные образы. Если говорить о том, что лучше не высаживать, к примеру, буддлея: в Бресте она еще может цвести и зимовать, то в Минске с этим могут быть проблемы. Не стабильны и форзиции. Не будет у нас того же эффекта, как на юге, и от глицинии, а ведь ее сейчас можно встретить в продаже. В целом лучше оставить экзотику коллекционерам. В последнее время все меньше люблю пузыреплодники, грубоваты и барбарисы, поскольку они сильно повреждаются мучнистой росой, еще лапчатку – выглядит неряшливо.
Советы начинающим дизайнерам
– Во-первых, нужно постоянно учиться. Это самое главное в нашей работе. От уже практикующих ландшафтных дизайнеров можно услышать, да я 15 лет на рынке, все уже знаю. Но и для них это не правильно. Технологии все время развиваются, тенденции идут вперед, меняется взгляд и отношение к ландшафту! Несмотря на то, что я много работаю, сама читаю лекции, пишу статьи и книги. Я постоянно езжу на различные семинары и обучение и никогда не говорю что знаю все. Во-вторых, нужно очень любить свою работу и не забывать, что имеешь дело с живым миром, живой природой и живыми растениями. В-третьих, важно создавать сады для людей, сады с характером, сады разные. иначе легко превратиться в пластического хирурга, который берет деньги и делает всем одинаковые носы и губы. Хозяева всегда чувствуют себя неуютно в шаблонных садах.
Подходить к проектированию и реализации сада надо с мыслью: сделаю качественно и внимательно, постоянно задаваясь вопросом, а себе бы я так сделал? Иначе, может быть, ты и срубишь деньги, но если так относиться к делу, то где будет твоя совесть? К тому же, порекомендуют ли тебя после этого кому-нибудь? А ведь «сарафанное радио» работает лучше всего! Заказчица созданного нами сада «Мелодия любви» однажды сказала: «Я не помню, как было раньше. Мне кажется, так было всегда». Это и есть лучшая оценка работы для дизайнера.
Текст: Ирина ПРИМАК
Фото Юлии Тадеуш