«Королевский мед» Испании
Королевство Испания хорошо известно всем со школьной скамьи, поэтому нет нужды описывать его географию, демографию и политическое устройство. Намного интереснее нашим пасечникам узнать о пчеловодной Испании – самом крупном в Европе производителе меда, о буднях обычного испанского пчеловода.
Климат этой страны совсем не привычен для нас, жителей средней полосы. В разных частях Пиренейского полуострова он сильно отличается как по температурному режиму, так и по количеству осадков. Если мы с нетерпением ждем лета и главный взяток, то жаркое и сухое лето Испании – мертвый сезон для местных пчеловодов. Медосбор здесь начинается с зацветания миндаля и эвкалипта в январе, в то время как наши ульи по крышу завалены снегом. Одним из основных медоносов, дающих товарный мед, является здесь эвкалипт. Другие популярные монофлерные меды представлены цитрусовыми и розмариновыми культурами. Бурное весеннее цветение прерывается жарким и сухим периодом, а вместе с ним обрывается и взяток. В этот период пасечникам очень важно обеспечить пчел кормом и водой, ведь, в отличие от зимовки в наших широтах, испанские пчелы не собираются в клуб. И только с приходом осенних дождей взяток возобновляется – дневная температура во многих районах страны зачастую позволяет пчелам продолжать сбор нектара с цветущих растений.
Интересно сравнить законодательства наших стран в области пчеловодства. Основным актом, регулирующим эту отрасль сельского хозяйства в Испании, является Указ короля № 209/2002 от 22.02.2002 года. Приведу лишь некоторые выдержки из документа:
«При размещении пасеки необходимо соблюдать следующие минимальные расстояния от:
– учреждений, общественных и городских центров – не менее 400 метров;
– сельских домов и животноводческих ферм – не менее 100 метров;
– автомагистралей – не менее 200 метров;
– шоссе – не менее 50 метров;
– сельских дорог – не менее 25 метров;
– лесных дорог – ульи могут быть установлены по краям, но не должны препятствовать движению».
Если пасека огорожена 2-метровым забором или находится в горной местности и перепад высот составляет более 2 м, то расстояние ее размещения от дорог общего пользования может быть уменьшено. Однако эти послабления не затрагивают норм удаления пасеки от населенных пунктов.
Пасека считается профессиональной, если на ней содержатся не менее 150 семей. По статистике ЕС, таких пчеловодных хозяйств в Испании более 10 тыс. Каждый бортник независимо от количества пчелосемей обязан зарегистрировать свою пасеку в местной администрации. Информацию о любых изменениях, например таких, как увеличение или уменьшение количества семей, необходимо предоставить по месту регистрации пасеки в течение месяца.
Пчеловод обязан идентифицировать каждый улей на пасеке легко читаемым на расстоянии номером, состоящим из кода муниципалитета, провинции, номера пасеки и непосредственно номера улья. Также каждый пчеловод должен иметь журнал пасеки наподобие нашего санитарно-ветеринарного паспорта пасеки, заверенный подписью ветеринара.
Кочевка разрешена, но необходимо иметь журнал учета перемещений с визой ветврача и соблюдать, конечно, все остальные законы. Приведу еще один показательный пункт указа: «Владелец пасеки должен обеспечить удовлетворение физиологических потребностей и поведения пчел, чтобы способствовать крепкому здоровью и хорошему самочувствию насекомых. Если пчеловод не выполняет эти обязательства, данные действия могут быть квалифицированы, как отказ от пасеки».
Есть в испанском законодательстве и странные, казалось бы, моменты. Так, Министерство сельского хозяйства провинции Валенсия приняло закон о запрете подвоза пасек на расстояние ближе 5 км к цветущим садам цитрусовых культур. Все дело в том, что фермеры Испании в основном владеют небольшими наделами земли и, не имея контроля и соответствующих госпрограмм, высаживают любые сорта цитрусовых, исходя из своих предпочтений. Пчелы в сортах не разбираются, и происходит перекрестное опыление растений. В результате этого в 90-х годах резко вырос процент содержания косточек в мандаринах, экспортируемых местными фермерами, что и явилось причиной такого нелогичного на первый взгляд закона. Однако наличие на испанском рынке достаточного количества меда цитрусовых, по-видимому, говорит о том, что пчеловоды и фермеры все-таки нашли точки соприкосновения.
Откуда такой рост?
Почему же Испания продолжает лидировать среди 28 стран – членов ЕС по основным показателям национального пчеловодства и количество пасек в этой южной стране неуклонно растет? Эксперты объясняют этот феномен прежде всего ростом экологического сознания среди испанцев, а также пониманием важной роли пчел и других насекомых-опылителей в производстве продовольствия и воспроизводстве флоры. Свою роль здесь сыграл и экономический кризис, заставивший многих испанцев искать дополнительные источники заработка. Однако при более близком знакомстве со структурой сельского хозяйства Испании в общем и пчеловодства в частности мне вспомнилось хорошо известное явление – кооперация. Зайдите в любой магазин Беларуси, и на полках вы, без сомнения, найдете продукты с отметкой «Сделано в Испании», будь то оливки в банках, свежие томаты или апельсины. Присмотритесь к упаковке, и вы наверняка обнаружите надпись: СООР. Оказывается, спасением для мелких испанских фермеров явилась глубокая отраслевая кооперация. Давно знакомое слово «кооператив», подсознательно связываемое нами со временем заката СССР и перестройкой, непривычно было встретить в далекой южной стране с совершенно иной системой политического и экономического уклада. Кооперативы в Испании возникли более 60 лет назад, и сейчас здесь их около 4 тысяч, вместе они обеспечивают 10% ВВП страны. Наибольшее распространение кооперация получила в сельском хозяйстве, объединяя мелких и средних производителей. Речь идет в основном о переработке продукции земледелия и животноводства. Членство в кооперативах также позволяет испанским фермерам покупать технику, удобрения и химикаты, пользоваться услугами агрономов и ветеринаров по льготным ценам. Кооперация пустила ростки также в финансовой сфере, промышленности, строительстве жилья, оптовой и розничной торговле. Самым крупным в Испании и в мире считается баскский кооператив Mondragon, активы которого оцениваются в 33 млрд евро. Он занимается выпуском электробытового оборудования, финансами, переработкой сельхозпродукции, торговлей и даже научными исследованиями. Крупнейший мировой производитель оливкового масла и столовых оливок – андалузский кооператив Hojiblanca, а цитрусовых – Anecoop.
А что же пчеловоды, спросите вы. Они тоже объединились в кооперативы – большие и маленькие, по территориальному признаку, по профессиональному уровню членов. Так, в районах интенсивного сельского хозяйства бывает и по 2–3 кооператива, которые располагаются буквально через дорогу. В любом уголке Испании вы найдете небольшое пчеловодческое объединение, готовое принять вас в свои ряды. А если вы владелец промышленной пасеки, то и для вас найдется соответствующая ассоциация. Одна из таких крупных организаций, кооператив АНАЕ, находится в городке Айора провинции Валенсия. Его основали в 1980 году. На данный момент он объединяет 200 пчеловодов-профессионалов и реализует оптом и в розницу около 1000 т меда ежегодно. Вступить в кооператив может любой желающий, имеющий пасеку не менее чем на 150 пчелосемей. Условия для членства: оплата вступительного взноса в размере 5000 евро единовременно или в рассрочку на три года и обязательная сдача всего полученного меда в кооператив. АНАЕ располагает приличной производственно-технической базой. Имеются склады приема готовой продукции, термокамеры для роспуска меда, гомогенизаторы и линия по фасовке меда. Особенно хочу отметить наличие собственной лаборатории для исследования меда. Все пчеловоды – члены кооператива доставляют мед на склад в металлических бочках объемом 200 л. На каждую наклеивается штрихкод, в котором есть информация о пчеловоде, дате, весе и, при необходимости, ботаническом составе меда. Из каждой бочки берется проба для исследования в лаборатории, на пробник также наклеивается штрихкод, идентичный первому. Все образцы проверяются в лаборатории кооператива на соответствие нормам ЕС. До получения результатов исследования мед хранится на складе и принимается к переработке только после подтверждения качества продукта. Кооператив реализует его по трем каналам. Первый – продажа оптом автоцистернами местным кондитерским предприятиям, производящим национальную сладость турон. Второй – экспорт в Германию, Израиль, Японию, ОАЭ и даже в Китай. Третий – фасовка в стеклянную и пластиковую тару различных объемов для реализации в региональных и европейских торговых сетях. Зачастую она происходит под брендами самих ритейлеров, таких как Mercadona, LIDL, SPAR и др. Вся выручка, полученная кооперативом от реализации меда, за вычетом накладных расходов и зарплат работников кооператива распределяется между его членами в зависимости от количества сданного меда. В среднем за каждый килограмм сладкого продукта пчеловоды получают 3,8 евро.
Объединение пчеловодов для решения насущных вопросов не в новинку и для нас. Благополучно существуют пчеловодческие кооперативы в Пинске и Волковыске. Конечно, их уровень как по реализации продукции пчеловодства, так и по охвату пчеловодов трудно сравнивать с уровнем кооперации в Испании, однако начало уже положено, и можно надеяться, что в скором времени пчеловодческих кооперативов станет не только больше, но они поднимутся на более высокий уровень и смогут решать проблемы пасечников, преодолеть которые в одиночку невозможно.
Дмитрий ПАЧИН,
г. Могилев