Мир, в котором хочется жить…

В марте в Минске состоялся ландшафтный форум. На протяжении двух дней участники перенимали опыт своих коллег. Один из ярких спикеров этого масштабного мероприятия – его организатор Юлия Чемердовская,  практикующий дизайнер, председатель Ассоциации специалистов ландшафтной индустрии Беларуси и директор ООО «Фитония». 

На форуме Юлия поделилась личным опытом авторского надзора для ландшафтного дизайнера. А сегодня она ответит на множество самых разных вопросов специально для читателей «Садового дизайна» (интервью опубликовано в мартовском номере нашего журнала в рубрике «Персона номера»). Таким образом, вы сможете поближе познакомиться с Юлией Чемердовской, а также узнаете многие секреты ландшафтной кухни.

Образование: БГТУ, кафедра ландшафтного проектирования и садово-паркового строительства, инженер садово-паркового строительства, магистр.

Достижения: победы и призовые места в белорусском конкурсе ландшафтных проектов (2015 г., 2019 г.), победа в конкурсе «Ландшафтная осень» (2014 г.) в Москве, 1-е место в конкурсе садов на фестивале «Садовый переполох» (2017 г.), 3-е место в конкурсе на лучшую идею выставочного сада на фестивале «Сады и люди» в 2019 г. (г. Москва). Главным достижением считает свою студию и команду.

команда дизайн-студии «Фитония»

 

– Юлия, почему вы решили стать ландшафтным дизайнером?

– При выборе профессии я во многом полагалась на интуицию. Определенно, хотелось заниматься творчеством, поэтому я и поступала туда, где смогу себя выразить. К тому же я люблю белорусскую природу.

– Чем запомнился первый проект?

– Если говорить о первом проекте, действительно значимом для меня, то это сад, который создавался для молодой семейной пары – больших поклонников Синатры. С этим проектом мы даже участвовали в российском конкурсе и победили. Получился сад-джаз со множеством музыкальных элементов – нотки в рисунке забора, в мощении, нотный стан из елочек… Основная прогулочная дорожка была выполнена в форме саксофона.

– Если провести параллель с тем временем, когда вы только окончили вуз, и сегодняшним днем, насколько сложно было раскрутиться новичку в этой профессии тогда и сейчас?

– Сейчас чуть больше частных компаний, но все равно наш рынок не сильно ими насыщен. Основные работодатели, которые могут трудоустроить выпускников бюджетного отделения, – это «Минскзеленстрой» в столице и ЖКХ, имеющие спецподразделения в регионах. Они и берут молодых специалистов на должности инженеров по уходу и содержанию зеленых насаждений в городах. Мне в свое время очень повезло: нашлось место в минской частной компании, поэтому я изначально смогла получить хороший опыт работы с индивидуальными заказами. Это помогло обрести уверенность в себе, а затем и создать свою студию.

– Кого считаете своими учителями в профессии?

– Самое большое влияние на меня оказала Школа современного ландшафта в Москве. В то время там преподавали Игорь Федоров, Людмила Белых и Марина Крячко. Это поразительно другой мир по сравнению с классическим образованием. Там настолько нестандартные практические упражнения! В их основе – ограничения: чем их больше для решения конкретной задачи, тем больше нужно выжать из себя идей. К примеру, задается образ – «сад балерины» или «в стиле Советского Союза», оговаривается и конкретное планировочное решение – например, только зигзаги, параллельные линии, волны или кресты. Также дается ограничение по подбору растений – он небольшой, но с единым смыслом, единой концепцией. И к тому же могут попросить работать только на контрастах. Это настолько сложные задачки! И когда ты их решаешь – растешь как специалист.

Об ассоциации и конкуренции

– Далеко не все практикующие белорусские дизайнеры сегодня входят в ассоциацию. Какова ее роль в развитии отечественного рынка ландшафтной индустрии?

– Эту работу начала Елена Быкова, собравшая вокруг себя единомышленников. Первоочередной целью ассоциации было вырастить профессиональное сообщество ландшафтных дизайнеров в Беларуси и стимулировать их развитие.

Сегодня в ассоциацию входят 35 человек, которые действительно болеют за развитие ландшафтного дизайна в Беларуси. За семь лет нам удалось добиться серьезного прогресса. Мы проводим ежегодные масштабные мероприятия, которые уже стали традиционными и вышли на международный уровень. В первую очередь, это Международный ландшафтный форум, дающий необходимые для профессии углубленные знания и навыки. Также значимое для нашей сферы событие – конкурс ландшафтных проектов, позволяющий дать своим работам объективную оценку. Все участники осознанно идут на это. Замечу: нужно иметь достаточную смелость, чтобы услышать конструктивную критику от профессионального жюри. Конкурс позволяет выявить лучших на сегодня специалистов, лидеров ландшафтной отрасли, людей, на которых нужно равняться. И с каждым годом уровень конкурса растет… (Подробнее об этих событиях вы сможете узнать в майском номере «СД». – Прим. ред.).

Белорусские ландшафтные дизайнеры на Минском форуме 6.0 вместе со всемирно известным дизайнером Энтони Полом

 

– Юлия, как удается совмещать работу в студии с делами ассоциации?

– Конечно, это требует много времени и сил, которые вряд ли окупятся сразу. Но как без этого? Руководить студией – значит не только создавать проекты, нужно еще разрешать спорные ситуации, вырабатывать стратегию развития, заниматься маркетингом, привлечением новых клиентов… Раньше можно было сделать один сад – и следующий заказчик приходил по рекомендации. Сейчас только «сарафанного радио» недостаточно. К тому же параллельно приходится работать над несколькими заказами (если раньше их было до десяти в год, то теперь больше 20). Плюс дела ассоциации. Но у меня есть надежные помощники.

О ландшафтной кухне

– Где дизайнеры ищут идеи? В музыке, литературе, кино?

– Абсолютно везде! Это может быть фрагмент рисунка клинкерного кирпича на фасаде дома, конкретная фраза или профессия. Например, сейчас создали проект для семьи, где муж – летчик, а жена – стюардесса. В их саду важно ощущение воздуха и полета, будет доминирует голубой цвет, а в планировке – читается крыло самолета (смотрите чуть ниже – примечание ред.). Также работаем над очень интересным садом «До диез» для семьи, где все связаны с музыкой. «До» – базовая нота гаммы, а глава семьи очень основательный человек, с фундаментальным видением сада. Наша задача – дать чуточку больше, чтобы сад заиграл. Это как диез повышает ноту на полтона в музыке.

 

Проект «Небо. Самолет. Девушка» занял III место в номинации «Лучший проект малого сада» на 4-м Конкурсе ландшафтных проектов и реализованных садов

 

– Существует ли формула удачного сада? Приоткройте секреты ландшафтного закулисья.

– Если клиент конкретно определился, что ему нужно, задача ландшафтника – грамотно упаковать этот вариант. Первая встреча обычно происходит на участке, чтобы собрать всю необходимую информацию и нащупать ту ниточку, которая и приведет нас к будущему проекту сада. Потом мы встречаемся в студии, где беседуем с человеком о его предпочтениях. На основании этого делаем подбор аналоговых фотографий, чтобы найти эмоциональный контакт. Это такие маркеры, которые показывают, что клиенту ближе. Обязательно смотрим интерьер дома – готовый или в проекте.

Я стараюсь узнать, какие книги клиент читает, какую музыку слушает, какие художники ему нравятся, что вызывает чувство истинного восторга. Но, помимо концептуальности, сад должен быть пригодным для жизни и, что немаловажно, иметь эмоциональную связь со своим хозяином, чтобы ему хотелось там находиться.

– А если клиент просит сделать нечто, что дизайнер считает неприемлемым для его сада? Были такие случаи у вас?

– У грамотного ландшафтного проекта есть абсолютно четкие критерии, что мы и стараемся донести до заказчика и, если требуется, в чем-то его переубедить. Конечно, если человек все же настаивает на своем – к счастью, такое случается редко, – любой каприз за ваши деньги, можно и пальму посадить, если хочется. Но мы всегда в таких случаях предупреждаем о последствиях…

– Бывало ли так, что вам переставали нравиться какие-то свои работы, хотелось что-то переделать?

– Каждый год мы учимся, соответственно, и наш взгляд на многие вещи меняется. Например, недавно к нам снова обратился клиент, проект для которого мы делали четыре года назад. Тогда выполнили черновую планировку и разработали ливневую дренажную систему. И вот клиент созрел к озеленению и обратился за помощью. Открыв проект, я поняла, что в нем слишком большой ассортимент растений для такого лаконичного дома и участка в монохромных тонах. Пришлось его немного переработать. Всесезонной декоративности мы достигли при помощи сосен обыкновенных и горных, сделали массивы из сосен возле водоема, чтобы не летели листья в воду. И в тех ключевых местах, где нужно «прикрыться» от соседей, получились также хвойные акценты. Красивым дополнением стал боярышник с розовыми махровыми цветами. Все остальные объемы заполняли двумя видами кустарников. Большими плотными массивами высаживали гортензию обыкновенную Анабель, которая дает огромные пушистые белые шапки – весь участок становится белым морем. А чтобы поддержать связь с интерьером, сделали крупные желтые акценты спиреи с золотистым цветом. В цветниках – ирис болотный, который радует желтым цветом весной и в начале лета, лилейник лимонно-желтый, цветущий с середины и до конца лета, и щучка дернистая, дающая осенью желтый цветочек…

– Расскажите, какие из зарубежных садов вас впечатлили особенно?

– Из последнего, что видела вживую и чем действительно впечатлена, – это работа с общественными территориями, жилыми комплексами в Вильнюсе и его окрестностях, а также в Варшаве. Качество исполнения озеленения там потрясающее! Все выполнено с умом и заботой о растениях, все сделано для людей. Постепенно и мы к этому придем!

– Любопытно, сад мечты Юлии Чемердовской – он какой?

– Минималистичный, с прямыми линиями в планировке. Очень люблю белорусскую природу, поэтому у меня в фаворитах – березы. Они прельщают меня своей жизнерадостностью. Осенью как солнечный свет или золото струится их листва. Также мне очень нравятся сосны. Когда они пушистые, красивые, всегда выглядят потрясающе. Люблю все шуршащее в саду – травы, злаки. Из цветущих растений импонируют ирисы.

– Напоследок расскажите, что вам нравится в своей профессии? Ради чего вы работаете?

– Точно не ради денег! Ландшафтники приходят на объект последними, когда дом уже построен и интерьер создан, а заказчик истощен эмоционально и финансово. Но когда хозяин участка входит в свой сад и видит результат – по его лицу сразу понятно, что он счастлив. Однажды клиент подхватил меня на руки со словами «Юля, ты волшебница!». Такие моменты дорогого стоят! Это то, ради чего стоит идти в эту профессию. Мы создаем мир человека – гармоничный красивый, где хочется жить долго и счастливо.

Беседовала Ирина ПРИМАК

Фото Константина Веко и из архива Юлии Чемердовской

Добавить комментарий

Войти с помощью: